Дмитрий Новиков (dales_man) wrote,
Дмитрий Новиков
dales_man

Не только Хичкоком

Удивительное, скажу так, на добрейшие события начало 2008 года. Словно яркие вспышки на солнце. И если бы дело было только в человеческой судьбе "ужасного" Альфреда Хичкока (Alfred Joseph Hitchcock) (1899–1980), некоторые его фильмы, готовясь к очередной сессии вновь пересмотрел вдоль и поперёк; и если бы в чтении сотен страниц воспоминаний о британском режиссёре, а он, между прочим, не уставал повторять: "Человек не беден, если он ещё способен смеяться"; или в уже случившихся трёх командировках: в Великий Устюг (да, уж съездили под Рождество: 20 часов поездом туда и 20 часов обратно), в Пензу (а мокрый снег валил и валил, напрочь заливая аппаратуру) и в Ростов (на обратной дороге в самолёте так трясло, что я было подумал, мол, началось, ещё немного и крылья отвалятся).

Иногда из-за насыщенности событиями время настолько сильно спрессовывается, что неделя-другая – это уже (как бы) и не одно десятилетие. Много десятилетий. И летят эти ускоренные десятилетия сломя голову. И нет этому конца и края.

Спустя 27(!) лет замечательная Татьяна Ивановна Клюева, моя первая учительница, которую я долгие годы искал, чтобы (с высоты типа уже взрослых лет) поклониться и сказать: "спасибо", нашлась благодаря сайту Одноклассники.ру. Теперь она живёт в Вологде. Пишет: "Ты был большая шкода и несусветный фантазер. Трясла тебя как грушу. Не забыл?" Нет. Не забыл. Чем-чем, а хорошим поведением в школе я не очень-то отличался. Но что чрезвычайно интересно (в завершении моей давней истории "Про мечту" и плохое поведение) спустя почти три десятилетия выяснилось: "За монетки на рельсах я тебя и ругала. А меня соответственно – завуч".

Или ещё одна отличная новость наступившего года. Уже из Германии. И тоже благодаря сайту Одноклассники.ру: "Привет, Димка … Да-да! - именно Димка, потому что я тебя знаю и помню … Интересно - помнишь ли ты свою однодетсадовицу (или как это называется?), одноклассницу, однодомницу?". И дальше: "Ведь все эти годы в моей памяти ты жил мальчишкой, с которым мы после уроков, пока не было родителей (а родителей не было у всех и всегда до самого вечера) очень весело "убивали время" - особенно запомнилось как устраивали концерты по заявкам радиослушателей... у тебя был такой микрофон, который вечно фонил а песни выбирали из отрывного календаря, в котором можно было найти тогдашние хиты и голос у тебя был такой звонкий, особенно когда ты затягивал: "Мы - дети га-лак-ти-ки-и-и".

Если на минуту-другую представить, что картина прошлого – один большой пазл, то такие "людские находки" – это как сборка его недостающих фрагментов. Обязательная, надо сказать, штука. Без них картинка незавершённая.

Изучая "детские пазлы" Хичкока, обнаружил любопытные детали. Своим благочестивым отцом, с целью, так сказать, "воспитания глубокой веры, высокого морального облика и жизнестойкости", совсем юный Альфред был помещён в иезуитский колледж Святого Игнатия. А методы, которыми отцы-иезуиты добивались означенных качеств, были весьма изощренными. Даже телесные наказания за малейшие провинности применялись не просто так, на скорую на расправу руку, а "по желанию грешника". Наставники предлагали мальчикам самим решить, когда они будут подвергнуты порке - утром, днем или вечером. И, разумеется, храбрецов, жаждущих немедленно быть наказанными, почти не находилось: дети старались максимально отложить миг расплаты и потому весь день проводили в страхе перед неизбежным. Но страх этот по мере приближения вечера становился все сильнее. Вот оно, оказывается, что. Этот "страх ожидания", пережитый Хичкоком в детстве, был потом перенесён на плёнку, заставляя зрителей неметь от придуманных им леденящих кровь эпизодов.

Уйдя с головой в сессию, пытался разобраться с театральными элементами в русских святочных и масленичных обрядах. Тоже, вроде, к теме "пазлов прошлого". Оказывается, на Руси ещё в 16-м веке театральные зрелища приравнивались церковными запретами к позорищам и игрищам, за участие в которых духовные лица лишались сана, а на мирян налагалось церковное наказание. Актёр – "шпильман и глумец" одной из статей Кормчей книги – особым чином принимался обратно в церковь, если он приносил покаяние.

Вчера в кинотеатре "35мм", во время ночного глядения за сюжетными ходами многообещающего фильма "Старикам тут не место" ("No Country for Old Men", США, 2007), самоотверженно боролся со сном. Сейчас в Америке этой картине пророчат много Оскаров (8 номинаций, минимум), а гильдия американских продюсеров сегодня и вовсе назвала работу режиссёров Итана и Джоэла Коэнов фильмом года. Ну, вот, скажите, в этой вяло и нудно рассказанной истории: "...неподалеку от Рио Гранде герой фильма случайно натыкается на груду трупов, партию героина и 2 миллиона долларов наличными. Лучше бы он их не трогал..." в каких именно местах следует искать оскароносную киногениальность? :)
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments